понедельник, 1 апреля 2013 г.

Сценарий. Литературный час «Любимых женщин имена»


Сценарий.
Литературный час
 «Любимых женщин имена»

Библиотекарь:        Здравствуйте, уважаемые любители поэзии!
Сегодня мы встречаемся в литературной гостиной, чтобы продолжить знакомство с творчеством Расула Гамзатова, чья поэзия вошла в круг наших литературных интересов. Именно сегодня, 21 марта, когда отмечается Всемирный день поэзии, и совсем недавно мы отметили Международный женский день, наш Час поэзии мы посвящаем женщине, а в творчестве           Р. Гамзатова эта тема одна из ведущих. «Любимых женщин имена»
называется одно из стихотворений поэта, так и мы назвали нашу встречу. Во всем мире по достоинству оценено своеобразие негромкого, но чистого поэтического звучания слова. Нам полюбился поэт, нам дорого его слово. В стихах слышны родные голоса его родной земли, выражены  особенности национального быта, традиции, обычаи.










Мы узнаем мир долин, утесов, ущелий, водопадов, за которыми угадывается строй песен. Поэт никогда не упускает возможности признаться в любви своему краю, аварскому аулу, родному дому и самым дорогим людям – отцу и матери. Поэтическая душа Р. Гамзатова беспокойна и впечатлительна. Важное место в его стихах занимает одна из молодых и вечных тем мировой поэзии – тема любви. В ней он находит свои интонации. За стихотворными строками возникает поэтический образ женщины, к которой  постоянно тянутся мысли и чувства лирического героя Гамзатова.
 1 ведущий: Расул Гамзатов родился в 1923 году. В этом году, 8 сентября исполнится 90 лет со дня его рождения.

(Видео показ)
В аварском селении Цада в  семье известного поэта Гамзата Цадасы родился мальчик Расул.

Чтец: « Родился я в горах, где по ущелью летит река в стремительном броске, где песни над моею колыбелью, мать пела на аварском языке». После окончания школы он продолжил образование в педагогическом училище. Затем вернулся в родной аул и стал преподавать в школе, которую окончил. Работал сотрудником газеты, помощником режиссёра в передвижном театре, на радио, затем был Литературный институт в Москве.

2 ведущий: Первая книга поэта « Любовь вдохновенная и гнев огненный» (1943год) была посвящена Великой Отечественной войне, опалившей его детство, принёсшей горе и в его семью; на фронте погибли два старших брата Расула. С первой книгой появилась горячая приверженность автора родному аулу Цада, его народу. Учился Расул у русских учителей. Одной из них была учительница русского языка Вера Васильевна, которой он посвятил стихотворение, выразив в нём чувства признательности за те знания, которые получил.

Чтец:
Вспоминаю себя семилетним пострелом
В дальнем горном ауле осенней порой.
Нам меня, как родная, она посмотрела –
Та приезжая женщина с речью чужой.
Первый русский урок позабыть я могу ли?
День погожий в сиянье сквозной синевы
Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле
Двадцать лет прожила ты - посланец Москвы.
(«Вера Васильевна»)
1 ведущий: Русская культура содействовала творческой индивидуальности Р. Гамзатова. Учась в литературном институте, свою признательность русским писателям поэт выразил в характерной для него образной форме: « В томиках Блока... писал поэт сохранился не один огненно - горячий цветок с аварских высокогорных лугов», - писал поэт. Но подчёркиваем, что своё творчество посвящает своему народу, приветствуя добро, борясь со злом.
2 ведущий: Суровость душевного склада горца традиционна. Поэтому новаторским для горской поэзии был лиризм творчества Гамзатова. Этот лиризм является характерной чертой поэта. Лирика его добра и отзывчива.
1 ведущий:    Культ  любимой жены, матери принадлежит к лучшим особенностям его лирики. Он обращается к той что всего дороже и в самые светлые и горькие минуты жизни.

2 ведущий:    Образ матери сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но Газманов нашёл новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повторится. И оказалось, что гимн матери зазвучал в мировой лирике.

Чтец: по-русски «Мама; но по-грузински «Нана», а по-аварски ласково «Баба» из тысяч слов земли и океана у этого особая судьба.

2 ведущий: Хандулай так звали мать поэта, - типичная горячка, мать пятерых детей. Она держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером стремилась изменить положение женщин, показывала необходимость перемен в их жизни: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей в горе и радости людей.

Чтец: « Всё то, что мной написано до селе
Сегодня до строки готов отдать
За песню ту, что мне у колыбели
Вблизи вершин ты напевала мать.
Там, где вознёсся к небу сопредельный 
Кавказ, достойный славы и любви,
Не из твоей ли песни колыбельной
Берут начало все мои стихи…..
[ Автограф на книге, подаренный маме ]
1 ведущий: Мать предстаёт перед нами в образе ожидающей сына, зажигающей в окне свечу, чтобы сын не сбился с дороги; этот огонёк светит ему всюду и помогает дойти до цели. И нет горше поступка, чем забвение матери.
(Юрий Завадский читает стихи. Пластинка).

2 ведущий: Поэт переживает, что не может уделить матери много внимания, называя себя «Пленником глупой суеты»
 (Ян Френкель. Песня «Матери». Пластинка.)
1 ведущий : и поэт призывает
Чтец: «вы , приходящие ко мне сейчас велик ли прок от ваших взглядов слёзных? Своих живых – я заклинаю вас жалейте матерей, пока не поздно.
 «Не надо мне лекарств и докторов» )

Чтец: «Мне кажется, тот, чья душа очерствела,
 Кто детство забыл и родную мать,
 Продаст не задорого друга и дело,
 Тот с лёгкостью родину может продать.
2 ведущий:   На гимн похожа поэма «Берегите матерей», все содержание которой укладывается как раз в эти два слова, вобравшие в себя два моря сыновьей любви и печали. Печали, так как написаны стихи после смерти матери.   

1 ведущий:  Известие о ее смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении за неоплатный долг приходит к поэту над могилой матери.
Обращаясь ко всем детям, у кого матери еще живы он говорил:

Чтец:
 «Если стали сердцем вы суровы
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней».

2 ведущий: К матери обращены лучшие лирические строки поэта.
Она стала для него источником неиссякаемого
вдохновения, но и непоправимой утраты.

Чтец:
«Журавли вы все в чужом краю
Вы когда сюда вернетесь снова?
Я же маму потерял мою,
Не вернуть мне маму из былого
Не спешат покинуть гуси юг
И весна с приходом припозднилась
Только мама в путь пустилась вдруг,
Лишь она одна поторопилась…»
(Песни о матери)

1 ведущий: Разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежности, преданности мы найдем в стихах Гамзатова. Он выражает свою поэтическую мысль, как классик, а чувствует по – юношески – свежо и молодо. Не случайно важное место в его поэзии занимает тема любви. Раздумья о любви к женщине перерастают в раздумья о жизни, о творчестве, о любви вообще.


Чтец:
«Пою тебе сердцем влюбленным
И пусть твой задумчивый взор,
На счастье мое просветленным становится
Женщина гор!

(Актер М. Ульянов читает «Ты задаешь вопрос свой не впервые»)


   2 ведущий:  Гамзатов был счастлив в любви к своей жене, дочерям, внучкам. Много прекрасных строк он посвятил своей жене Патимат. 

Чтец:
Мне объездить весь мир довелось
Тот, который и нищ и богат,
А за мною как эхо неслось
Патимат, Патимат, Патимат.
Наши дочки чисты как родник
На тебя восхищенно глядят
Словно доброе солнце для них
Патимат, Патимат, Патимат.
Красоте твоей радуюсь я
И твержу похвалы невпопад
Ты судьба и молитва моя
Патимат, Патимат, Патимат.
(В.Леонтьев исполняет песню «Исчезли солнечные дни»)

1 Ведущий:  Нежно и трогательно поэт пишет о своей внучке Шахри:

Чтец:
Почему ты плачешь мой птенец?
Что случилось, может что приснилось?
У тебя есть мама и отец
Над кроваткой вся родня склонилась…
Завистью не жалили тебя,
Не терзали ложью и изменой
Слаще песен, что поет любя
Мама не бывает во вселенной

2 ведущий:
Строками, обращенными к женщине можно целиком
заполнить все поэтические вечера Р. Гамзатова. Светлые и
грустные, шутливые и трогательные, они передают все
оттенки чувств, одолевающих сердце поэта. Он поднимает
эти чувства на огромную нравственную высоту.

1-й ведущий: Его лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца. В короткой поэме «Целую женские руки» Гамзатов пишет:
Чтец:
Целую, низко голову склоня,
Я миллионы женских рук любимых.
Их десять добрых пальцев для меня
Как десять перьев крыльев лебединых.

Я знаю эти руки с детских лет.
Я уставал – они не уставали.
И, маленькие, свой великий след
Они всегда и всюду оставляли.

Целую, словно землю.
Ведь они
Мир в маленьких своих ладонях держат.
И чем трудней и пасмурнее дни,
Тем эти руки и сильней и тверже.

2-й ведущий: чувство любви полновластно владеет сердцем поэта.

Чтец:
Вложил я сердце с юношеских лет
В любимые и бережные руки.
Не будет этих рук – и сердца нет,
Меня не будет, если нет подруги.
Чтец:
Любви заслуг не перечесть
Давай в её земную честь
С тобой протянем руки
К друг другу возле звезд.
Над бездною разлуки
Построим в небе мост…
Или
Хочу любовь провозгласить страною,
Чтоб все там жили в мире и тепле,
Чтоб начинался гимн её строкою:
 «любовь всего прекрасней на земле»
(На фоне звучания национальной мелодии)

2-й ведущий:
поэт Сергей Наровчатов писал:
“Большие чувства владеют поэтом.
По его сочинениям мы могли бы проследить путь он юношеской лирики до стихов зрелой мудрости

1-й ведущий:        перед нами прошли весна и лето его поэзии. Далек уже апрель с его первыми цветами. Проходит пламенное обжигающее лето

2-й ведущий:       Поэт вступает в сентябрьскую осень, в ту золотую, которая собирает летние урожаи, дарит молодое вино, создает новые песни.
1-й ведущий:
И понятно ему биение женского сердца, поэт чуток к нему беспредельно”.

Чтец:
 – Скажи мне, перебрав свои года,
Какое время самым лучшим было?
– Счастливейшими были дни, когда
Моя любимая меня любила…

– А не было ль, скажи, такого дня,
Когда ты плакал, горя не скрывая?
– Любимая забыла про меня.
Тот день я самым черным называю…

– Но можно было вовсе не любить!
Жить без любви – и проще и спокойней!..
– Наверно, это проще.
Может быть…
Но в жизни
Я такого дня не помню.
Библиотекарь:
Подходит к концу наш литературный час, посвященный  Р. Гамзатову.
Мы только прикоснулись к одной из тем его творчества. И каждый из вас может выбрать произведения, которые тронули ваши сердца.
Но я знаю, что у нас в гостиной есть уже те, кто выбрал для себя понравившиеся стихи, давайте их послушаем. Почему вы их выбрали, чем они вам понравились, что хотел выразить в них поэт?
(читают ученики):
«На целом свете хлеба нет вкусней, чем выпеченный матерью для сына» (Орлов Александр)
«Май, травы подымаются выше» (Нигруца Мария)
«Любимых женщин имена» (Факира Санда)
Вступление к поэме «Горянка» (Проничев Александр) и др.
(Беседа и обсуждение)
Библиотекарь:   наша встреча закончена. Всего вам доброго. До свидания!!!


Комментариев нет:

Отправить комментарий